Товаров: 0 шт.
На сумму: 0.00 грн.
cart
                 


Дивитись українською

     Возобновлена доставка на работающие
отделения Новой почты

Вы просматривали

Темная и светлая канифоль

сырье для изготовления канифолиТемная и светлая канифоль – различия и сходства. Давайте расшифруем, что это такое, как это сделано, и какая из них подходит для Вас.

Канифоль – вездесущий аксессуар для любого исполнителя на струнно-смычковом инструменте, в тоже время и немного загадка для многих музыкантов. Мало кто из музыкантов до конца знает, как это сделано, как это работает, какие типы или сорта лучше всего подходят для их инструментов, а какие нет. Выбор канифоли в вашем музыкальном магазине – это как выбор торта в кондитерской. Пытаясь выбрать торт и/или коробочку канифоли вы стоите перед выбором, что взять: выбирать темный или янтарный цвет канифоли, внешний вид упаковки, использовать ее зимой или летом?

Чтобы помочь расшифровать загадку и сделать ее понятной, мы дадим вам некоторую нужную информацию, о той маленькой коробочке канифоли, которая будет храниться в кармашке для аксессуаров вашего футляра для скрипки, альта, виолончели, или в чехле с вашим контрабасом.

Канифоль (rosin — colophon или colophony) – представляет собой смолу, которую собирают с одного из 110 различных видов сосны по всей Европе, Азии, Северной Америке и Новой Зеландии. Само название «канифоль» возвращает нас в древний город Колофон в Лидии, который производил высокосортные смолы первоначально используемые для создания дыма для медицинских процедур и магических ритуалов.

rosin gatheringКанифоль собирается непосредственно из живых деревьев. В основном процесс во многом похож на то, как собирают кленовый сироп (процесс никоим образом не наносит вред дереву). Во-первых, небольшой участок внешней коры дерева удаляется/надрезается. После этого у дерева устанавливается поддоном и сборный контейнер. Наконец, в коре прорезаются V-образные канавки шириной около 1 см (0,39 дюйма) чуть выше канала капельного сбора смолы. Эти канавки собирают поток смолы в контейнер (разрезы должны обновляться каждые пять дней или около того, чтобы обеспечить непрерывный поток древесной смолы иначе кора зарастает, а смола перестает поступать).

После того, как смола для будущей канифоли собрана, ее иногда смешивают с другими соками дерева (другими смолами) – обычно это может быть смола лиственницы, ели или пихты – в зависимости от специализированной формулу, которую использует изготовитель канифоли (производители канифоли зачастую хранят рецепт в тайне, по примеру скрипичных мастеров, которые могут хранить в тайне рецепт лаков). Далее в процедуре изготовления канифоли следует процесс очистки – смолу помещают в большие чаны, в которых создают давление и нагревают, пока смолы не расплавятся полностью. Так из смолы удаляют примеси, добиваясь ее чистоты. После приготовления смеси и добавления дополнительных ингредиентов (согласно тому или иному рецепту – для достижения определенных свойств готового продукта), смесь канифоли разливают в формы. После того, как смесь устоится в течение приблизительно 30 минут, поверхность канифоли становится гладкой, как будто отполированной. Канифоль упаковывается в валик ткани или помещается в плотно закрытый герметичный контейнер.

Цвет канифоли продиктован временем года, в течение которого она собрана. Если смола собрана в конце зимы или ранней весной, она будет обладать золотистым или янтарным цветом и трудно определить, когда точно собрана. При смене сезона с летнего на осенний, цвет смолы темнеет до темного почти черного, а консистенция становится более мягкой.

  • Как действует канифоль

Абразивность и липкость канифоли, создаваемая между волосом в смычке и струной – это то, что заставляет струну звучать. Смычок тянет струну в направлении движения руки до тех пор, пока абразивность действует до точки, где сопротивление струны слишком велико и струна не может более тянуться. Струна соскальзывает в исходное положение, чем создается вибрация (вне зависимости от звуковысотности, на которую струна настроена) – в результате мы слышим звук струны (инструмента).

  •  Выбор и использование канифоли

Канифоль в специальной упаковкеПри покупке канифоль, первым делом определитесь, ищете ли вы канифоль студенческого или профессионального уровня. Студенческого класса канифоль дешевле, иногда имеет «песочный» звук, и производит больше порошка/пыли при использовании, чем профессиональные марки канифоли. Для некоторых исполнителей, таких, как скрипачи-фидлеры, это плюс. Но классические музыканты могут обнаружить, что более дорогие канифоли профессионального уровня лучше соответствуют их потребностям. Профессиональный класс канифоли создается из сырья более высокой степени очистки и обычно приводит к получению более гладкого, более контролируемого звука.

Далее, следует этап выбора между светлой (или янтарной) и темной канифолью. Все еще бытует суждение, что – летом надо использовать светлую, а зимой – темную канифоль. Темная канифоли мягче и, как правило, может быть излишне липкой для жаркой и влажной погоды, она лучше подходит для холодных температур, в сухом климате. Так как светлая канифоль тверже, а не такая «липкая», как ее темный аналог, предпочтительно также для более высоких струн. "[Любой тип] канифоли кроме контрабасовой, которая намного мягче и создала бы совершенный беспорядок при использовании на скрипке, –довольно сносно применим на любом инструменте" - как говорят некоторые профессионалы. Светлые канифоли, как правило, жестче и более плотные, хорошо подходят для скрипки и альта. Темные, более мягкие канифоли, как правило, предпочтительнее для более толстых струн, – т.е. басовые инструменты – виолончель, контрабас. Это правило было легко применимо, когда существовало лишь 2 вида канифоли – темная и светлая. Однако с усовершенствованием технологий и формул изготовления канифоли для смычка это правило претерпело изменения, благодаря чему темные и светлые канифоли стали доступны для всех инструментов и всех сезонов. Появились универсальные 3в1 канифоли (скрипка-альт-виолончель). Принципиальную разницу составляет лишь контрабас, канифоли для которого изготавливаются принципиально более мягкие и вязкие, чтобы раскачивать толстые массивные контрабасовые струны.

Чтобы достичь новых нюансов звука, привлечь новых покупателей – некоторые компании пошли на неординарный шаг и стали добавлять в свои рецепты изготовления канифоли даже драгоценные металлы. Теперь это не редкость, увидеть золото, серебро, свинец-серебро, и медь среди добавок в состав канифоли. Эти материалы якобы увеличивают статическое трение канифоли, создавая различные тональные качества.

Золото, предполагается, производит теплый, ясный тон и подходит для всех инструментов. Добавление золота в состав канифоли может смягчить жестко звучащий инструмент. Исполнители-солисты часто обнаруживают, что «золотая канифоль» помогает им производить более ясный, определенный тон.

Серебро в составе канифоли создает концентрированный, яркий тон и это особенно ощущается во время игры в высоких позициях. Она лучше всего подходит для скрипки или альта.

Свинцово-серебряный состав канифоли хорошо подходит как для скрипки, так и для  альта, виолончели, такие канифоли являются мягкими, но не липкими. Они усиливает теплоту и ясность звука, создавая свежий игровой тон.

Медь является самым распространенным металлом, добавляемым в рецепты канифоли. Канифоли с содержанием меди помогают сделать игру для новичка проще (и, как говорят, лучше подходит для 1/2- и 3/4 размера инструментов). Медь создает очень теплый, почти бархатно-мягкий тон, что частично скрадывает неловкости в игре начинающих инструменталистов. Этот тип канифоли также популярен среди исполнителей на Гамбе.

 

  • Коробочная или формованная канифоль

пример светлой канифоли | light rosin sampleКанифоль поставляется либо коробочной (залитой, к примеру, в деревянную форму) или формованной (разные типы упаковки). Коробочная канифоль, как правило, по цене ниже, чем формованная, производится в светло-янтарном цвете. Это универсальная канифоль, и может быть использована для любого струнного инструмента (за исключением контрабаса), в любое время года. Коробочные канифоли выгодны для учеников/студентов исполнителей, использующих смычки с искусственным синтетическим волосом или с натуральным волосом не высокого качества. Одним из преимуществ канифоли в штучной упаковке является ее приемлемое качество, она менее склонна к растрескиванию и расколам и не высокая цена. В то время как формованные канифоли имеет тенденцию быть более высокого качества, это продукт более тщательной фильтрации, но более высокой стоимости. Они доступны в градациях от янтарного до темного черного цвета (как для летних, так и для зимних смесей/комбинаций).

Изредка, порошок создаваемый канифолью может служить источником аллергии у музыкантов. Для борьбы с аллергией от канифоли, некоторые компании также предлагают гипоаллергенную канифоль –  встречается преимущественно в формованном виде и не создает «хлопьев» или порошка при использовании, - существующая альтернатива другим типам канифоли. В определенной степени является маркетинговой находкой. Вместе с тем, даже если какой-то тип канифоли не позиционируется как гипоаллергенный, это нисколько не умаляет его качеств, так как продукт также производятся с учетом заботы о здоровье музыканта.

Независимо от того, какую канифоль вы выбираете, используйте ее экономно. Зачастую музыканты используют слишком много канифоли, чем это на самом деле нужно. Даже не обязательно применять канифоль каждый раз, когда вы играете; один раз в четыре-пять раз может быть больше чем достаточно. Если вы обнаруживаете, что вам приходится канифолить смычок всякий раз, как вы решили играть на инструменте, вероятно, смычок нуждается в замене волоса.

  • Суммируя

Современные темные и светлые канифоли претерпели длительный путь «совершенствования» прежде чем поступить на прилавки музыкальных магазинов. Первое чего добились производители – победили суждение о сезонности использования того или иного типа канифоли в зависимости от его окраски (темный светлый). Теперь практически любую канифоль можно использовать в любой сезон года. Этому также способствовало появление струн на синтетической основе, что требовало нового подхода к свойствам канифоли, ее взаимодействия с более мягкими синтетическими струнами. Это было успешно достигнуто. Условно говоря светлую канифоль можно считать более твердой, темную - более мягкой. Как светлая, так и темная канифоль можно использовать в любое время года в зависимости от ваших потребностей к мягкости/твердости канифоли.


Важно помнить: для предотвращения накопления канифоли на лаковой поверхности инструмента, во избежание ее повреждения – всегда имейте под рукой мягкую ткань (в футляре/чехле) инструмента и после каждой игры на инструменте тщательно очищайте его поверхности от возможного напыления канифоли. Протирайте инструмент, струны, и смычок каждый раз после игры от накопившейся на его поверхности канифоли – это на долгие годы сохранит Ваш инструмент в целости и достойном эстетическом виде.